Воркшоп: что это такое простыми словами в обучении

воркшоп что это такое простыми словами

Обучать людей какому-то ремеслу можно разными способами: при помощи наставничества, индивидуально, в группах, лично или удалённо, по интернету, с наличием большой теоретической базы или на конкретных практических примерах. Одним из интересных методов обучения является воркшоп. В статье «Воркшоп: что это такое простыми словами» я расскажу про эффективность обучения на воркшопах, как правильно организовать учебный процесс, чтобы получить максимум результата.

Воркшоп: что это такое простыми словами

Во все времена люди передавали свой опыт молодому поколению, чтобы выжить. Сначала это были навыки охоты и добывания пищи. Потом появились письменность, религиозные верования, музыка, навыки поведения внутри семьи, умение содержать домашний скот, возделывать поля и т. д.

Молодые отправлялись на охоту вместе со старшими, учились ухаживать за домашним скотом, как строить жилище, как защищаться от врагов. Они набирались опыта, повторяя действия отцов и матерей.

Чем сложнее и многограннее становилось человеческое общество, тем более сложным был учебный процесс.

В античные времена появились гимназии и университеты, родилась профессия «учитель». Дети целенаправленно посещали занятия в учебных заведениях, чтобы учиться грамоте и полезным наукам. До XX века образование было доступно только состоятельным членам общества.

Гимназия и университет — это классическое образование.

Преподавание там строится так. Есть определённый набор дисциплин. Ученик обязан прослушать курс лекций по предмету, который читает преподаватель. Выполнить домашние задания, написать контрольные работы. В конце курса ученик сдаёт экзамен по дисциплине и получает оценку. Оценка характеризует уровень знаний учащегося.

Классическая система доказала свою эффективность, дожив с античных времён до современности.

Но у неё есть существенные недостатки.

  • Классическая система построена на изучении теории, фундаментальных наук. Практики, которая имеет прикладное значение, внутри учебного процесса или очень мало, или её вообще нет. Студент может прекрасно знать всю таблицу Менделеева, но не сможет опреснить морскую воду, если попадёт на необитаемый остров в океане, например.
  • Учащийся выполняет задания самостоятельно и, как правило, не взаимодействует с другими студентами. В реальной жизни результат практически в любом деле зависит от работы в команде. Даже внутри семьи очень много зависит от взаимопонимания супругов, родственников, их коллективных действий. В русском языке есть поговорка: «Один в поле не воин».

Эти недостатки не остались незамеченными. Люди задумались, как привнести в классическую систему элементы практики, знаний, которые будут применяться в реальном мире.

В XX веке помимо классической школы стали всё чаще применяться нетрадиционные методы обучения:

  • воркшопы
  • семинары
  • мастер-классы
  • марафоны
  • тимбилдинги
  • тренинги

Воркшоп (workshop) в переводе с английского означает «мастерская» или «цех». Воркшоп — это коллективный метод обучения, который подразумевает активное участие каждого человека.

Наставник создаёт условия для проведения воркшопа, предоставляет исходные данные для анализа, материалы, точку отсчёта, но в процессе обучения активно не участвует. Участники максимально вовлекаются в учебный процесс, экспериментируют, изучают тему на конкретных примерах, спорят, стараются прийти к компромиссу.

Результат каждого зависит от степени его вовлечённости и слаженной командной работы.

Эффективны ли воркшопы как метод обучения?

что такое воркшоп в обучении

В западных странах воркшопы используются очень давно и уже доказали свою эффективность. В России они пока не особенно популярны и только начинают приживаться.

Одним из ярких примеров современных школ, которые используют воркшопы в качестве экспериментального метода обучения, являются архитектурные школы Стрелка и МАРШ. Они находятся в Москве.

Характерные особенности этих школ:

  • экспериментальный подход к обучению
  • занятия и консультации ведут практикующие эксперты архитектурных бюро и строительных компаний всего мира
  • процесс обучения завязан на командную основу, работа над каждым проектом идёт в коллективной форме
  • на учёбу принимают студентов, уже имеющих учёную степень и практический опыт работы по специальности; при рассмотрении заявок абитуриентов учитывают возможность последующей реализации ими полученных знаний в конкретном проекте

Преимущество использования воркшопов в образовании — закрепление у студентов необходимых навыков работы в командах и последующая работа над реальным проектом. Выпускники Стрелки и МАРШ работают в ведущих архитектурных бюро России, Великобритании, Германии и других стран.

Если говорить о воркшопах для практикующих профессионалов из той или иной области, их проведение помогает собравшимся вместе специалистам выработать новую идею или проект, получить полезные прикладные знания, обменяться опытом, завести новые профессиональные знакомства, прокачать нетворкинг.

Типы воркшопов

В зависимости от цели проекта и предполагаемого результата, наставник может применять в обучении разные модели воркшопов:

  • дискуссионный клуб
  • тимбилдинг
  • мастерская
  • мозговой штурм
  • марафон

Эти модели различаются по своей структуре, форме проведения, количеству времени, способам постановки задач и их решения.

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб — это мероприятие, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения и защитить её. По окончании выступления одного участника, слово передаётся другому.

На дискуссии обязательно должен присутствовать ведущий, который будет следить, чтобы каждый смог высказаться, и участники не перебивали друг друга во время обсуждения.

Задача дискуссионного клуба — обмен мнениями, профессиональным опытом, получение обратной связи по своему проекту, поиск ошибок и неточностей.

Тимбилдинг

Тимбилдинг — это командное мероприятие, которое проводится в игровой форме. Участники делятся ведущими на команды для увеличения духа соревнования и выдают им одинаковые задания.

Время в тимбилдинге ограничено, поэтому участники команд активно включаются в процесс и ищут наиболее эффективные способы решения задачи.

Часто воркшопы в виде тимбилдинга проводят в необычной обстановке.

Тимбилдинги заряжают участников новыми эмоциями, переживаниями, мыслями, идеями. Модель тимбилдинга широко применяется внутри средних и крупных компаний для повышения сплочённости сотрудников и роста командных результатов.

Мастерская

Этот способ подходит для тех профессий, где можно что-то сконструировать руками, используя при этом нужный набор советов, литературы, предметов, оборудования, техники и т. д.

Метод широко использовался мастерами-ремесленниками в Средние века, в Новое время для обучения подмастерьев: гончаров, художников, плотников. Используется он и поныне.

Рукодельница показывает своим ученицам, как плести украшения из бус, и потом выдаёт им бусы и нитки, чтобы те пробовали плести сами — это воркшоп в форме мастерской.

Или ещё пример. На воркшопах IKEA участники учатся мастерить мебель собственными руками.

Мозговой штурм

мозговой штурм

Метод мозгового штурма придумал в 1941 году американец Алекс Осборн, который работал в рекламном агентстве «BBD&O».

Мозговой штурм — это коллективный поиск ответа на задачу, которая заранее известна.

Мозговой штурм состоит из нескольких этапов:

  • постановка задачи
  • генерация идей
  • отбор идей

Обычно всех участников делят на две команды. Одна занимается генерацией идей, а вторая обрабатывает идеи, которые были придуманы, отбраковывает несостоятельные и оставляет действительно интересные.

Метод развивает творческие способности, умение оригинально мыслить, фильтровать идеи по определённым признакам.

Марафон

Марафон — это интенсивное обучающее мероприятие, которое занимает длительное время и может продолжаться несколько суток, недель и даже месяцев. Цель марафона — прийти к конкретному измеримому результату за фиксированный временной период.

Здесь, как на длинной беговой дистанции, выживают только самые тренированные, упорные и трудолюбивые.

В последние годы формат марафона стал очень популярен в нише онлайн-образования. Онлайн-марафоны могут быть бесплатными, работать на ознакомление с преподавателем и предварять обучение на основном курсе.

Воркшоп, семинар, тренинг, мастер-класс — чем отличаются

Часто путают понятия воркшоп, семинар, тренинг или мастер-класс, когда говорят про методы обучения. Давайте разберёмся!

  • Семинар — это мероприятие, где один или несколько экспертов делятся своим опытом и отвечают в конце встречи на вопросы аудитории. Посетители семинара, как правило, глубоко владеют темой и приходят послушать конкретного эксперта. У людей есть потребность разобраться в проблеме, и они считают, что опыт эксперта им поможет.
  • Тренинг — это серия обучающих мероприятий, на которых эксперт даёт аудитории теоретические и прикладные навыки в какой-то профессиональной области.
  • Мастер-класс — это мероприятие, на котором эксперт делится с людьми своим опытом, практическими наработками. Может быть предназначен для новичков и проходить в неформальной обстановке.

Как видите, воркшоп отличается от перечисленных методов именно отсутствием эксперта и наличием команды, которая старается своими силами добиться решения поставленной задачи.

Отличительные черты воркшопа:

  • коллективный процесс решения задачи
  • теоретическая часть отсутствует, нужно решить прикладную проблему
  • поиск идей и принятие решений лежат на плечах участников
  • каждый участник привносит в процесс что-то своё: личный опыт, наблюдения, эксперименты, мысли, идеи
  • результат прямо зависит от степени вовлечённости каждого

Как организовать воркшоп

воркшоп

Чтобы подготовиться к проведению воркшопа, потребуется:

  • выбрать тему
  • определить цель
  • назначить тайминг
  • выбрать и подготовить место проведения мероприятия
  • подготовить исходные материалы для участников
  • собрать аудиторию и назначить наставника-модератора

Тема нужно подобрать так, чтобы она максимально отвечала проблеме аудитории и вызывала живой интерес.

Время задаётся исходя из размера проблемы, которая должна быть решена на воркшопе. Бывают короткие мероприятия с небольшим количеством участников, продолжительностью 1−2 часа. Бывают и масштабные мероприятия на целый день.

Форма проведения воркшопа может быть как офлайн, так и онлайн. Онлайн-встречи проводятся среди участников, которые разделены друг с другом большими расстояниями, находятся в разных городах. Офлайн встречи могут проводиться внутри рабочего коллектива одной фирмы или среди студентов университета.

Задача наставника при проведении воркшопа — обозначить тему, правила мероприятия и предоставить исходные данные. Результат должен быть получен участниками самостоятельно.

Как получить максимум результата

Воркшоп будет полезен профессионалу, который уже владеет как теоретической, так и практической стороной проблемы.

Чтобы добиться максимального результата от воркшопа, нужно активно участвовать в мозговом штурме, анализировать опыт других, приходить к компромиссу с другими участниками процесса, уметь быстро принимать решения.

Перед участием в воркшопе нужно сформулировать для себя результат, которого нужно добиться, и стараться прийти к нему.

Примеры воркшопов

Воркшоп, как модель обучения, часто используют носители творческих профессий, например, фотографы.

Как проходит воркшоп по модельной фотографии?

Опытный фотограф продумывает идею будущего снимка, образ, расположение предметов в интерьере, настраивает аппаратуру, свет и расположение модели так, чтобы каждый участник смог получить отличный результат во время съёмок.

На воркшопе по фотографии участники получают практические навыки по работе со светом, моделью, композицией кадра, настройками фотоаппарата. После мероприятия они запомнят набор действий, который принесёт тот или иной результат.

Участвовать в таком воркшопе полезно прежде всего начинающим коммерческим фотографам для пополнения портфолио первоклассными снимками.

Или ещё пример.

Я недавно участвовал в платном онлайн-воркшопе по веб-аналитике. Веб-аналитика — это данные о трафике, который приходит на сайт из разных источников: с поиска, с рекламной кампании, из социальных сетей, рассылок и т. д. Трафик анализируют, чтобы улучшить рекламную кампанию или сайт.

В воркшопе участвовали опытные специалисты по интернет-рекламе из разных городов и даже стран.

Наставник дал всем нам доступы к конкретной рекламной кампании в сервис веб-аналитики — Яндекс.Метрику. Поставил задачу — сделать анализ и дать рекомендации по улучшению работы рекламы.

По итогам встречи каждый проанализировал данные веб-аналитики и предложил свои идеи по улучшению. Мы собрали информацию, затем её обработали. В результате получили список инструкций для улучшения рекламной кампании. Эти инструкции были внедрёны на практике.

А вот воркшоп архитектурной школы Стрелка.

воркшоп стрелка

К участию в воркшопе приглашены специалисты из области архитектуры, социологии, дизайна городской среды.

Главная задача воркшопа — освоить в команде коллективную работу над реальным проектом, исследовать тему и предложить варианты её решения.

Участникам предлагается придумать концепцию общественного пространства. При исследовании нужно использовать данные социологических опросов людей, которые будут пользоваться спроектированным пространством.

Понравилась статья «Воркшоп: что это такое простыми словами»? Оставьте ваш комментарий и поделитесь статьёй с друзьями.

Ещё больше интересных статей здесь: https://seostayer.ru/

До новых встреч!

Хотите начать работать удалённо, покончить с финансовым рабством, уделять больше времени родным и друзьям, жить где угодно и путешествовать с семьёй 3−4 раза в год? Подпишитесь на мою рассылку Вконтакте и скачайте мою книгу «Востребованная удалённая профессия XXI столетия: контент-менеджер сайтов на Wordpress»!

Вам может быть интересно:

Комментарии: